Стиль воспитания как главный фактор влияния семьи на психическое развитие ребенка

Актуальность данного исследования состоит в том, что в настоящее время, когда идут масштабные перемены и быстрые процессы социально-экономических и политических изменений в обществе, труднее всего приходится подросткам с их еще не устоявшимися мировоззрением, подвижной системой ценностей. Подростковый возраст традиционно считается самым трудным в воспитательном отношении. Чаще всего трудности подросткового возраста связывают с половым созреванием как причиной различных психофизиологических и психических отклонений. В подростковом возрасте могут впервые возникать или заметно обостряться разного рода патологические реакции, связанные с развитием психических заболеваний или затруднениями процесса формирования личности. Проблема психологических особенностей общения у подростков приобретает особую актуальность в связи с выявлением условий эффективного управления взаимодействием подростка со сверстниками, родителями, педагогами, которое предполагает знание возрастных и психологических представлений о развитии подростка. В решении сложных и многогранных задач воспитания личности значительная роль принадлежит изучению умения личности общаться, которая в зависимости от ее психологических особенностей может стимулировать, а может подавлять активность личности, способствовать ее нравственному росту или тормозить его. Постановкой и разработкой проблемы общения занималось много различных авторов.

Экспериментальное исследование влияния типа семейных отношений на личностное развитие ребенка

Авторитарный стиль При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей.

Под стилем семейного воспитания понимают способ отношений родителей к ребенку. Тревожность, страх, атмосфера больничной палаты. Привязанность в корреляции со стилями заботы родителей.

Скачать Часть 3 Библиографическое описание: В этом возрасте происходит коренная перестройка сложившихся психологических структур, появляются новые образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Для подросткового возраста характерна начинающаяся активная работа над собой, формирование нравственного сознания, идеалов, развитие самосознания личности.

Это период ожидания, надежд, выбора пути. В силу того, что положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности, проблема эмоционального самочувствия подростка в семье является очень актуальной [4]. В настоящее время все большую тревогу вызывают прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность подростков, а также их цинизм, жестокость, агрессивность. По нашему мнению, подобные особенности эмоциональной сферы являются, во многом, следствием недостаточно благополучных, эмоционально близких и теплых отношений с родителями.

Взаимосвязь характера детско-родительских отношений и тревожности у детей дошкольного возраста Курсовая работа: Этот процесс происходит в сложных и противоречивых условиях отторжения прежних ценностей и утверждения новых, в том числе и в вопросах, касающихся детско-родительских отношений. Представители различных психологических школ занимались изучением взаимоотношений родителей и ребенка и рассматривали их как важный источник детского развития.

Научные основы для разработки проблемы отношений заложены в фундаментальных исследованиях психологами Л. Божович и продолжены в различных контекстах другими исследователями.

Роль семьи и стиля родительского воспитания в проявлении конфликтности у контроль и присмотр за детьми коррелирует с высоким уровнем . основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как.

Со стороны отца 2,89 Подобное различие, по мнению исследователей, может быть объяснено тем, что позитивный интерес матери подростки видят прежде всего в наличии опеки сильного самостоятельного человека, тогда как позитивный интерес со стороны отца рассматривается как отсутствие грубой физической силы. Возрастание позитивного интереса со стороны матери до максимального значения не снижает уровня личностной тревожности подростка, она остается на среднем уровне и колеблется от 40 до 41 балла.

Дальнейшее увеличение значения позитивного интереса до 5 способствует возрастанию тревожности с 39 до 40,8. Крайне высокий балл по шкале позитивного интереса указывает, как правило, на идеализацию действительной ситуации в семье или сознательную симуляцию со стороны одного из родителей. Это может говорить также о том, что ребенок требует безоговорочной любви со стороны родителя или боготворит его, а подобное состояние подростка не может не сказаться на его личностной тревожности. Анализ зависимости личностной тревожности подростка от директивности матери указывает на прямую зависимость этих величин друг от друга.

Корреляция уровня личностной тревожности подростка с директивным стилем воспитания отца носит не столь яркий характер линейной зависимости, как у матери. Тем не менее при отсутствии директивности отца личностная тревожность подростка равняется 40,4, при появлении же директивности отца снижается до 39,8.

Оценка стиля семейного воспитания подростками и их родителями (результаты исследования)

Она понимается как переживание неопределенное, диффузной или беспредметной угрозы человеку как социальному существу, когда опасности подвергаются его ценности, представление о себе, положение в обществе. В связи с этим тревога активизирует адаптационные механизмы и вместе с тем при значительной интенсивности она лежит в основе развития адаптационных нарушений в виде патологических психологических защит.

Тревожность в дошкольном возрасте при понимании причины ее появления и правильном к ней отношении проходит бесследно, не оказывая сильных последствий на дальнейшее формирование личности ребенка. Если же тревожность болезненно заострена или сохраняется длительное время, то это служит признаком неблагополучия, свидетельствует о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих чрезмерной тревожности, конфликтных отношений в семье.

Дано определение понятию «страх», выявлены особенности страхов у детей среднего положительного или отрицательного фактора в воспитании ребёнка. которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они Уровень умственного развития имеет прямое отношение к характеру.

Полный текст Страх является одной из фундаментальных эмоций человека. Страх вызывается всегда конкретной и близкой, уже наступившей опасностью [13]. Павлов считал страх проявлением естественного рефлекса, пассивно-оборонительной реакцией с легким торможением коры больших полушарий. Он основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными изменениями нервной высшей деятельности, отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

В самом общем виде эмоция страха возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Захаров определяет страх как"аффективное эмоционально заостренное отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека" [5]. Выделяют ситуативный страх, который возникает в необычной, крайне опасной или шокирующей человека обстановке, и личностно обусловленный страх, предопределенный характером человека. Кроме того, различают обычный, возрастной и патологический уровни страха.

Обычный страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение. На патологический страх указывают затяжное, навязчивое, труднообратимое течение, непроизвольность, то есть полное отсутствие контроля со стороны сознания, неблагоприятное воздействие на приспособление человека к социальной действительности [Там же]. В разных социокультурных условиях у детей отмечаются сходные страхи.

Особенности восприятия семейного воспитания у подростков с различным уровнем агрессивности

Приложение Введение Работа посвящена сложной и значимой проблеме исследования связи самооценки и уровня личностной тревожности в среднем возрасте. В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования [, ; цит.

Значимый вклад в изучение самооценки внесли С. Рубинштейн , Л. Божович , , ; А.

стилей подростками. Уровень личностной тревожности подростков имеет отрицательную корреляцию со стилями воспитания отцов, в данном случае восприятие подростками данной выборки воспитательных стилей родителей. . Захаров А. И. Как преодолеть страхи детей. М.:"Педагогика",

Для того чтобы скачать эту работу. Пожалуйста введите слова с картинки: И нажмите на эту кнопку. В результате использования метода корреляционного анализа были установлены значимые корреляционные связи между стилем воспитания и компонентами психологической готовности. Так были выявлены связи между эмоциональной сферой и стилями воспитания: Обнаружились обратные корреляционные связи между интеллектуальной составляющей готовности ребенка к школе и такими стилями воспитания, как:

Содержание

Отрицательные эмоциональные состояния понижают жизненный тонус личности и являются причиной возникновения эмоциональной отстраненности человека, характеризующейся разрывом межличностных отношений. Проблема эмоционального самочувствия детей в семье является актуальной, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

В современной культуре эмоциональное благополучие является одной из целей жизнедеятельности, а также условием достижения других задач. Стремление к эмоциональной гармонии характерно для всей жизни человека, но в каждый период образ эмоционального благополучия наполняется конкретным содержанием. Возрастающее количество исследований в области эмоциональных состояний показывают значимость и необходимость эмоционального комфорта для человека на разных этапах онтогенеза.

На эмоциональное благополучие и психологическое здоровье личности оказывают влияние ряд факторов:

и определенным стилем воспитания. лись показатели и уровень тревож- коррелируют с показателями враж- ны данные о проявлении страха.

Влияние стилей семейного воспитания на характер агрессивности у подростков Влияние стилей семейного воспитания на характер агрессивности у подростков Добавлено . С каждым годом количество детей, подверженных агрессии, только растет, особенно — в подростковом возрасте. Тревожным симптомом в нашем обществе является рост числа подростков с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях и проявлениях агрессии в различной форме.

Именно в подростковом возрасте, характеризующемся психофизиологической перестройкой, социальной неопределенностью и внутренней неуравновешенностью, чаще всего приходится наблюдать проявления агрессии. При этом о проблеме говорят не только педагоги, психологи и социальные работники, но и работники правоохранительных органов. Подростковый период считают трудным, критическим.

Подросток зачастую не поддается воздействиям взрослых, у него появляются разные формы непослушания, сопротивления и протеста, в том числе упрямство, грубость, негативизм, строптивость, скрытность, замкнутость, агрессия. Исследуя природу агрессивного поведения, ученые приходят к выводу о том, что наряду с личностными особенностями большую роль в формировании агрессивности играют социальные факторы. Психологи отмечают, что все, с чем сталкивается человек в своей жизни, вызывает у него то или иное отношение, те или иные чувства, те или иные эмоции.

Несомненно, кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию родителей и других взрослых членов семьи, порождая тревожность и напряженность, озлобленность, жестокость и насилие. Эти негативные явления неизбежно передаются детям, вызывая стрессы, закладывая предпосылки агрессии. Причинами агрессивного поведения детей может стать и практикуемый в семье стиль воспитания. Анализ научной литературы показывает, что проблема агрессии исследуется многими отечественными и зарубежными авторами.

Связь самооценки и уровня личностной тревожности в среднем возрасте

Общая характеристика работы Актуальность темы исследования. Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей Прихожан А. Более того, тревожность принимает форму глубинной тревоги, то есть может проявляться в психической неустойчивости, невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции.

стиля воспитания с эмоциональным интеллектом ребенка младшего школьного возраста. .. А) для каждого вида эмоций (например, гнев, страх и т.п.) .. корреляцию с уровнем тревожности и страхов у детей к внешним события.

Чем выше в семьях выражены такие тенденции воспитания, как потворствование, тем более подростки склонны к выражению негативных чувств как через форму крик, визг , так и через содержание словесных ответов проклятия, угрозы , что подтверждается достаточно высоким коэффициентом корреляции Предпочтение женских качеств в подростке имеет обратную связь с негативизмом -0, Выявлена обратно пропорциональная зависимость подозрительности и игнорирования родителями потребностей подростков -0, Отсутствие эмоционального общения с родителями недостаток любви с их стороны формирует убеждение в том, что другие люди планируют и приносят им вред.

Аутоагрессия или чувство вины имеет обратно пропорциональную зависимость с неразвитостью родительских чувств -0, Чем выше эмоциональное отвержение подростка матерью или ее жестокое обращение с ребенком, тем ниже убеждения подростка в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Индекс агрессивности имеет значимую взаимосвязь с вынесением конфликта между супругами в сферу воспитания 0,46 и потворствованием 0, Таким образом, чем более подросток сталкивается у себя дома с такими межличностными отношениями, когда родителей интересует не столько как воспитывать ребенка, сколько кто прав в воспитательных спорах или когда родители стремятся удовлетворять любые желания ребенка, выше агрессивная направленность подростка.

Индекс враждебности имеет взаимосвязь с недостаточностью требований-запретов 0,

Средние значения показателей теста «Подростки о родителях»

Введение Работа посвящена сложной и значимой проблеме исследования связи самооценки и уровня личностной тревожности в среднем возрасте. В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований, проведенных в отечественной и зарубежной психологии по проблемам самооценки, возникло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все аспекты человеческого существования [, ; цит.

Значимый вклад в изучение самооценки внесли С. Рубинштейн , Л. Божович , , ; А.

3 Проследить связь стиля воспитания и с возрастно-психологическими . как уровень протекции, полнота удовлетворения потребностей ребенка, уровень . (+) и отрицательные (-) связи, в скобках указан коэффициент корреляции. страхи, вызывая тем самым преобладание у ребенка негативного фона.

Сам Аристотель не предлагал конкретно этот способ для разрядки агрессивности. Однако логическое продолжение его теории было предложено многими другими мыслителями. Так, Фрейд в психоаналитическом подходе полагал, что интенсивность агрессивного поведения может быть ослаблена либо посредством выражения эмоций, имеющих отношение к агрессии, либо путем наблюдения за агрессивными действиями других. С его точки зрения, влияние катарсиса малоэффективно и недолговечно.

Так же как Фрейд и ортодоксальная психоаналитическая теория, Лоренц утверждал, что можно изменить вектор агрессивного драйва, направив его на другую, неагрессивную деятельность и тем самым разрядить скопившуюся энергию. По мнению Лоренца, современное общество должно обеспечивать своих членов социально приемлемыми способами разрядки агрессивных сил, которые неизбежно инстинктивно накапливаются у людей.

Иначе это грозит неконтролируемыми вспышками насилия. Лоренц и ряд других ученых, согласных с его точной зрения, считают, что цивилизованные люди в наше время страдают от недостаточного высвобождения аккумулированных в них агрессивных тенденций. Обращая внимание на глубокую связь и объективную обусловленность социальных форм поведения человека, в частности, отдельных агрессивных проявлений индивидов и коллективных тенденций, эволюционно-биологическим наследием, запечатленным в его геноме, К.

Едва лишь люди продвинулись настолько, что, будучи вооружены, одеты и социально организованы, смогли в какой-то степени преодолеть внешние опасности - голод, холод, диких зверей, так, что эти опасности утратили роль селекционных факторов, как тотчас в игру вступил пагубный внутривидовой отбор. Отныне движущим фактором отбора стала война, которую вели соседние группы людей, а война должна была до крайности развить все так называемые воинские доблести.

Быстрая помощь студентам

Актуальность Во всем мире проблеме девиантного поведения и деструктивным отношениям уделяется огромное внимание. Зависимость и созависимость — это психологические причины всевозможных личных катастроф, разрушений и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в плену. Обществу зависимости его членов обходятся значительно дороже, чем эпидемии и стихийные бедствия. Согласно данным медицинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые.

Они похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, препятствуют осуществлению заветных желаний реализовать себя как личность, также представляют собой серьезную социальную проблему, поскольку в выраженной форме могут иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликт с окружающими, совершение преступлений.

для больных детей коррелируют с родительскими конфликтами, У 92,7 % больных диагностируются тревожность, повышенный уровень страха, . к ребенку в семье, неустойчивость стиля воспитания).

В статье приведены результаты исследования мнений родителей и учащихся средних и старшихклассов общеобразовательной школы о стиле семейного воспитания, который практикуется одним или обоими родителями; продемонстрировано, как и насколько отличаются позиции родителей и их детей в данном вопросе; делается попытка анализа достоверности результатов исследования детско-родительских отношений, проведенного в формате групповой диагностики. Введение В процессе жизни человек постоянно взаимодействует с окружающей его физической и социальной средой на самых разных ее уровнях.

Особую значимость имеет характер этого взаимодействия в детском и подростковом периоде, когда активно происходит формирование личностно-психологических характеристик будущего взрослого. Среда развития включает в себя взаимовлияющие макроуровень культуры в целом, уровень общих социальных институтов и уровень непосредственного окружения ребенка. Дети и подростки пытаются влиять и действительно влияют на все эти подуровни среды развития, которые в свою очередь определяют направление психического и физиологического роста самого ребенка.

Наибольшую значимость в формировании взаимоотношений детей с социальной средой несет их непосредственное окружение и главным образом семья. Именно от нее прежде всего зависит, каким взрослым станет ребенок, какое место он займет в обществе, какие цели будет ставить, как будет преодолевать возникающие препятствия на пути к этим целям [1; 2; 7; 12; 27 и др. В семье человек приобретает первые навыки социального взаимодействия, готовится к дальнейшей жизни, научается видеть мир, пытается его понять и осознать.

Являясь источником социальных идеалов, семья не только передает ребенку социальный, культурный, нравственный опыт, но и способна формировать у него ряд индивидуальных особенностей протекания сложноорганизованных психических процессов восприятие, память, мышление , речь [5; 10; 12; 13; 20—22, 24 и др. На психическое развитие личности ребенка оказывает влияние состав семьи, ее история и традиции [4; 9], личностно-психологические черты родителей [26; 27] и характер их взаимоотношений [25—27 и др.

Разведопрос: Павел Перец про П.А. Кропоткина